Close

КУПИТЬ БИЛЕТ НА МЕРОПРИЯТИЕ

13.10.2021

Месячник «МузыкаLIVE». Ансамбль народных инструментов «Славица»

В рамках месячника «МузыкаLIVE» мы хотим познакомить вас с инструментальными коллективами Бузулукского района. Начинаем знакомство с коллектива Новоелшанского СК, ансамбль народных инструментов «Славица».

В ноябре 2020 года в с.Новая Елшанка был организован ансамбль народных инструментов «Славица». Возраст участников коллектива — от 10 до 68 лет.

Инструментальный состав-домра малая, балалайки примы, домра басовая, баян, гусли звончатые, шумовые инструменты (бубны, трещотки, ложки ….)

Первым произведением в репертуаре ансамбля стал «Хоровод» В.Бибергана из сюиты «Русские потешки». В этой части сюиты очень интересно, завораживающе и просто волшебно звучит сочетание звучания гуслей звончатых и домры малой.

В творческой деятельности коллектива важное место занимает эстетическое и музыкальное воспитание подрастающего поколения, сохранение и укрепление традиций исполнительства на народных инструментах.

Домра -русский народный струнный щипковый музыкальный инструмент. Имеет корпус полусферической формы.

Звук струн производится при помощи медиатора. Характерным приёмом звукоизвлечения является тремоло.  Домра широко применялась скоморохами на Руси в 16-17 веках как сольный и ансамблевый инструмент. Поговорки «Рад скомрах о своих домрах», «Любить-игра, купить –домра», «У Еремы-гусли, у Фомы-домра»…дают повод предполагать, что ударение в названии падало на последний слог.

Современный же облик приобрела в 1896 г., после реконструкции В.В.Андреевым вятской балалайки. На основе этого инструмента, в 1896-1898 годах, мастерами Ф.С. Пасербским, С.И.Налимовым, Н.П.Фоминым, П.П.Каркиным, было создано семейство оркестровых домр.

Гусли –русский народный щипковый музыкальный инструмент, в общем виде представляющий собой резонаторный корпус с натянутыми над ним 5-20 струнами, образующими диатонический звукоряд.

Первое предполагаемое свидетельство бытования гуслей относится к 591 году. Его автор, греческий историк Феофилакт Симокатта, рассказываёт о трёх гонцах прибалтийских славян, бежавших от аварского хана во Фракию и взятых в плен греками. По словам историка, в руках у них были кифары (лиры), однако, по имеющимся сведениям, у древних славян не могло было быть каких-либо других музыкальных инструментов похожих на кифары, кроме как гуслей.

Название «гусли» встречается в письменных источниках с XI века. Этимологически оно связано со словами гусла — с древнерусского означающего струна, и гудеть— звучать, играть на струнных музыкальных инструментах.

В русском фольклоре (например, в былинах об играющих на гуслях Садко, Добрыне Никитиче и Соловье Будимировиче) часто используются такие определения как гусли звончатые и яровчатые, означающие инструмент с ярко и громко звучащими металлическими струнами (содержащими золото и медь).

В первых годах XX века музыкантами О. У. Смоленским и Н. И. Приваловым (1868—1928) на основе крыловидных гуслей созданы ансамблевые разновидности гуслей, использующиеся в академической музыке. Их отличительной особенностью (и некоторых современных трапециевидных гуслей) является наличие подставки, значительно ускоряющей передачу колебаний от струн к верхней деке. За счёт этого звук получается более торжественный и громкий. Это поистине самый русский музыкальный инструмент, прочно связанный с русским духом!